Сидорова  Рината Петровна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12 города Новоалтайска»

Опыт размещён в сборнике ППО  КОА г Новоалтайска в 2018 году.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании детей, поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и навыков. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Я стала привлекать родителей к созданию вместе с детьми различных проектов.

Проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный.  В нашей школе методу проектирования уделяется  большое  внимание.  Организовать создание проектов с учащимися сложно.  Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и от родителей. А участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру.

В этом учебном году мы все вместе  создавали не только учебные, но и социальные проекты, которые позволили учащимся учиться  взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.  Основная цель проектов  - социолизация детей. В  процессе реализации проекта ребята получили   большую творческую тренировку.

Как мы начинаем работу над своими проектами? В начале года ребятам совместно с родителями предлагаю несколько  актуальных социальных проблем  нашей школы или района.  Мои ученики – ребята 2 класса, поэтому выбираю проблему такую, чтобы она была решаемой. Оцениваем, что мы можем сделать для реализации той или иной проблемы. Далее составляем план работы:

  1. Вид проекта: исследовательский, творческий, информационный, практико – ориентированный.
  2. По продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности,

долгосрочные.

  1. По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
  2. Форма представления результатов может быть различной: изделие,  праздник, экспедиция, репортаж и другие.

Для работы над проектом мы составили памятку.

Памятка для учеников и их родителей.

  1. По всем вопросам обращайся к учителю, координирующему проект.
  2. Выбирай проект по интересу.
  3. Собирай информацию из разных источников (энциклопедии, справочная литература, Интернет, библиотека).
  4. Думай, что твоя работа пригодится другим.
  5. Не отказывайся от помощи других.
  6. Фантазируй, проявляй творчество.
  7. Используй современную технику (компьютер, фото- и видео-аппаратуру).

Вашему вниманию представляю наши социальные проекты из опыта работы.

«Книжкин дом».  Вид проекта – социальный.

Состав проектной группы: учащиеся 2 «А» класса, родители, библиотекари.

Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

Адресная направленность:проект рассчитан для учащихся начальных классов, которые способны реализовать данный проект за сентябрь – ноябрь 2017 года.

Социальные партнеры проекта : учитель, ученики 2 «А» и 2 «Б» классов, родители  2 «А» класса,  библиотекари школьной, сельской и городской библиотеки.

Проект предполагает:проведение  совместных мероприятий с социальными  партнёрами.  Работу волонтёрского  отряда в школе, среди учеников начальной школы.

Этапы реализации проекта

1 этап – проектный:  знакомство учащихся с идеями проекта, создание  волонтёрского отряда, налаживание связей с библиотеками, планирование работы.

2   этап – практический:организация посещения школьной и городской библиотеки;  проведение внеклассного мероприятия «Книга – твой друг» среди учеников 2 «А» и 2 «Б» классов с участием библиотекарей;  рейда по сохранности учебников среди учеников  вторых классов;  создание собственной книги «Воспоминания о лете» из сочинений учеников класса и её художественное оформление с участием родителей; акция «Подарим книжке вторую жизнь» с участием учащихся класса, родителей и библиотекарей;  акции «Подарок библиотеке» - учащиеся, учитель и родители пополнили библиотечный фонд детскими произведениями из собственных домашних коллекций книг.

3 этап – рефлексивно-обобщающий:обобщение результатов проектной деятельности, определение перспектив развития.

Социальный творческий и информационныйпроект «Здравствуй, Новый год!». Срок реализации: ноябрь – декабрь. Ребята вместе с родителями  искали информацию о дедушках Морозах разных стран, о традициях встречи Нового года в разных странах. Когда информации стало достаточно, выпустили две стенгазеты. В классе была создана волонтёрская группа, которая провела среди учащихся начальной школы  мастер – класс  «Ассоциативное рисование «Пальчиковая ёлка». Из бросового материала сделали новогодние игрушки для школьной ёлки. Ребята нашего класса  приняли участие в выставочном проекте «Подарки для Деда Мороза» в музее имени Марусина города Новоалтайска. Посетили мастер – класс «Игрушки для новогодней  ёлки»  - поделки  из солёного теста.

Социальный проект «Озеленим класс и школу». Срок реализации: март – май. Ребята вместе с родителями выращивают  цветы для класса и школы. Провели практическое занятие «Как ухаживать за комнатными цветами». Учимся выращивать из семян цветы для школьной клумбы и пересаживать их в горшочки.

   Много идей  и проектов  мы наметили для реализации, главное это интерес и желание учащихся и родителей.

    Вывод: при правильной организации,  проектная деятельность  приносит  хорошие  результаты.  Совместная деятельность ставит его в позицию активного участника. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, является  организатором,  исполнителем и экспертом деятельности. Совместная деятельность детей, педагога и родителей создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворённости, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки и комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

       В 2018 – 19 годах мы выполнили ещё несколько проектов, которые размещены на сайте школы: «Мы помним, мы гордимся», «Природа в опасности», коллективный проект с пятиклассниками «Секреты бабушкиного сундука». В 2019 – 2020 году особое внимание уделяем учебным проектам.

март, 2020 год