Материал размещён в сборнике ППО  КОА г Новоалтайска в 2020 году

 Учитель начальных классов: Сидорова Рината Петровна.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного  развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».      Сухомлинский В.А.  

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен.

В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования. В методике выделяются следующие виды педагогических игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;  репродуктивные, продук -тивные, творческие;  коммуникативные, диагностичские,  профориентацион-

ные.  По характеру игровой методики выделяю -  предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры -  драматизации .

При планировании игры, дидактическая цель превращается в игровую задачу. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется как средства для игры.  

   Несмотря на ограниченное время урока, я  включаю  упражнения на развитие письменных  и устных навыков и умений в каждый урок.  Все дидактические игры делю  на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связанную устную речь.

   При обучении грамоте в 1 классе, чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагаю им «Звуковые» игры: «Кто внимательнее?» – на выделение и определение звука; «Кто больше?» – на составление слова с изученным звуком. Они  развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивают память, внимание, наблюдательность.

    Провожу  игру «Перекличка», предлагая  вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук.  Игра «Живые буквы»  является  одновременно и маленькой физминуткой.

   Чтобы лучше запомнили  письменные буквы,  провожу игру в паре «Алфавитные гонки». Раздаю образец письменных букв и прошу показать названную мною букву, чья пара быстрее ориентируется в алфавите и находит её. Аналогично играем в паре, но буквы задают друг другу дети по очереди и сами же проверяют правильность и быстроту нахождения буквы.  

Игру «Алфавитный сундучок» провожу в 1 классе на минутке чистописания. Буквы алфавита (карточки с буквами) складываются в «волшебный сундучок». Дети по очереди подходят к «сундучку», достают букву, записывают её на доске (прописную и строчную). Другие дети назвают её вслух.

    Нравится детям  игра  «Собери корзинку».  Складывать в неё  можно все слова, которые начинаются  с заданного звука. Например, изучаем новую букву, я говорю:  «Вот корзинка, туда отправляется ….» дети устно подбирают слова, начинающиеся с этого звука. Для формирования образа слова использую игру «Магазин». Показываю картинку,  затем «продаём» этот предмет   по каждой букве. Например,  лилия: л – лимонная, и – изящная, л – любимая, и – интересная, я – яркая. 

   Чтобы заинтересовать учеников 1 класса использую игру «Отправляемся в путешествие»  по станциям: «Вспоминайка», «Выбирайка», «Слушайка», «Наблюдайка», «Составляйка», «Думайка», «Узнавайка», «Отвечайка», «Соображайка», «Поиграйка», «Помогайка».

Со второго класса усложняю игровые  задания и  перехожу на более сложный уровень.  Нравится детям игра «Немой диктант». Провожу  его двумя способами:

 1) Показываю картинки, слова, обозначающие их название уже известны детям. Каждая картинка предъявляется в течение 5-10 секунд. Затем учащиеся записывают это слово в тетради.

2) Демонстрирую крупно написанные слова на слайде. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем слайд  убирается, а дети записывают эти слова по памяти.

 Интересно проходит игра  «Собеседование» в парах, группах. Ученик должен  рассказать о себе или о ком то (чём то), используя как можно больше прилагательных, глаголов или заданных словосочетаний.

   На уроках обобщения изученного материала проводила игру «Аукцион». Например: выставляется имя существительное. Ученики по очереди называют всё, что знают об имени существительном. Выигрывает тот, кто ответит последним. Так же повторяем  о глаголе и имени прилагательном.  

   На уроках литературного чтения  использую элементы игры «Что? Где? Когда?». С использованием ТСО - викторины по изученным произведениям.

Цель всех этих дидактических игр: развивать технику чтения,  выразительность, речь, умение пересказывать, тренировать  память, развивать эстетическое восприятие.

    Математические игры часто бывают связаны с определенными сюжетами. Я использую игры с простыми сюжетами, рассчитанными на детское воображение. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры «Поймай рыбку», «Борьба за цифру», «Таблицу знаю», «Кто скорее, кто вернее», «Хоккей», «Математические эстафеты», «Молчанка» с использованием наборов цифр, а на уроках русского языка – букв. 

   В ряде интерактивных  игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в космос» - дети знакомятся с небесными телами и решают задачи.

«Путешествие на дно морское» - весь класс становится  участниками экспедиции. При изучении мер веса проводила игру «В магазин».   Аналогично проводила игру «Покупка», где ребята должны были выбрать определённые монеты для оплаты товара.

   С удовольствием ребята играют в   игры  с использованием ИКТ:  «Снегопад»,  «Листопад», «Собери грибы», «Поймай рыбку», «Счёт с героями сказок», «Помоги Незнайке» (принцессе, Дюймовочке , Красной Шапочке и другим героям сказок).

Заключение. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес учеников. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой учащиеся  познают мир.

 

 

   
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?