Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.

Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им:

- сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения;

- научить их получать радость от интеллектуального труда.

Чтобы достичь этих целей необходимо знание особенностей первоклассника, в частности, психофизиологических особенностей – возможности и границы.

Психофизиологические особенности детей 6-7 лет.

Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Активно развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте более явным становится доминирование одного из полушарий. Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).

Особенности восприятия детей 6-7 лет.

В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.

Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами.

Особенности мышления детей 6-7 лет.

К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и необратимость. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.

У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.

Однако, несмотря на новые возможности, мышление учеников 1-ых классов еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала.

Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.

У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому та информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.

Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, не лишним будет проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым употребляется данное правило.

Особенности памяти детей 6-7 лет.

Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).

Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.

На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.

В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.

Особенности внимания детей 6-7 лет.

В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.

Учащиеся 1-ых классов не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.

Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя), т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности - 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.

Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.

При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, т.к. отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. Как мы видим, в таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.

Особенности воображения детей 6-7 лет.

Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.

Надеемся, что сведения, почерпнутые на данном семинаре, помогут вам подойти к организации интеллектуального развития ваших детей вооруженными не только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает ваше общение легким и радостным.

Адаптация – что это?..

Наталья Семаго, кандидат психологических наук, приводит следующие восемь причин трудностей и тревог у первоклассников:

1.                 Ребенок попадает в малознакомое место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».

2.                 Новые формальные отношения: директор, учитель, дежурный, охранник, гардеробщица и т.д.

3.                 Наличие большого количества просто незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве неформальных отношений.

4.                 Недостаточная структурированность школьных правил и прав самого ребенка, т.е. «нерасписанность» всех возможных проблем и путей их решения – может стать источником истинного стресса для ребенка, ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, их просто нет в арсенале ребенка, а взрослые часто просто запугивают детей, считая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя делать, тем послушнее и правильнее будет его поведение.

5.                 Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими - «ведь я уже взрослый!». Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.

6.                 Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные нагрузки, хоть формально и без домашнего задания.

7.                 Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле «напоролся».

8.                 Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.

Получается достаточно грустная картинка. В результате всего перечисленного уже к началу октября месяца все участники образовательного процесса могут наблюдать, что дети истощены, расторможены, раздражены. Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. За отношения отвечает всегда старший. Вместе учитель, родитель и школьный психолог могут многое сделать для того, чтобы «детские» трудности свести к минимуму. Вот и постараемся уходить от конфликтов любой ценой. Отнесемся к новоиспеченному первокласснику как к другу, у которого сейчас в жизни трудный период.  

Однако психологи считают, что учитель, взявший первый класс, переживает тот же непростой   период, что и первоклассник – период адаптации к классу, новым детям. После взрослых, все понимающих с полуслова четвероклассников снова вернутся на уровень детского сада – это не всем дается легко.

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях (академическое определение).

Адаптация к школе имеет две стороны: социально-психологическую- коренным образом меняется социальная ситуация, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная, физиологическую - организм должен привыкнуть работать в новом режиме.

Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Скорость и устойчивость процесса адаптации.

В работах Э.М. Александровской и М.М. Безруких выделяют три группы детей, отличающихся скоростью и устойчивостью процесса адаптации (выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую):

1 группабольшинство детей адаптируется в течение двух первых месяцев обучения. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Иногда у детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителями, так как им еще трудно выполнять все требования. Но к концу октября трудности, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новым режимом.

2 группа – дети имеют более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не умеют принять ситуацию обучения, общения с учителем и другими детьми, они могут играть на уроках или  выяснять отношения с товарищами, не реагируя на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия их реакции становятся адекватными требованиям школы, учителя.

3 группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. И хотя период острой физической адаптации организма к учебным нагрузкам заканчивается до 10-15 октября, весь первый год считается периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Дезадаптация – что это?...

Дезадаптация - характеризуется нарушением процесса приспособления к окружающей среде.

Понятие «школьная дезадаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учёбе, конфликты с одноклассниками, учителями и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно–психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.

Школьная дезадаптация– это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе  в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал сопереживания, он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях, где родителей от детей отделяет стена безразличия, отвержения.

Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».

В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья. Все это — комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка».

Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации — «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.

Итак, все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа (М.М. Безруких):

специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;

неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор — вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Дезадаптация может проявляться в 3 формах:

1) невротической (невроз);

2) агрессивно- протестной;

3) капитулятивно- депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Признаки  дезадаптации

1.Отвлекаемость.

2. Двигательная  расторможенность.

3.Непослушание.

4. Пассивность на уроке.

5. Скованность при  ответах.

6. Растерянность при малейших  замечаниях.

7. Печальное,  тревожное настроение.

8. Легкая смена окраски лица, плаксивость, переход на крик.

 9.Раздражительность.

10.Застенчивость.

11.Страх перед ответом или письменным заданием.

12.Занятие посторонними делами.

13.Ответы тихим голосом.

14.Жалобы на головные боли, боли в животе.

15.Одиночество на переменах, нежелание выходить из класса.

16.Снижение работоспособности и эмоциональное неблагополучие.

Проявление 80% и более признаков говорит о начавшейся дезадаптации.

Стрессовые факторы:

1. Встреча с новыми учителями

2. Возрастающие требования, другой стиль общения с детьми.

3. Оценочные отношения  «Учитель – ученик» зависит от того каким считается класс «трудным» или «легким». «Трудных» оценивают ниже по успеваемости и поведению.

4. Трудности учащихся в обучении и общении (обострение проблем, которые начались в начальной школе, неудовлетворение возраста  во внимании.

Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых во время признать свои ошибки во благо своего ребенка.

Уважаемые учителя, вашему вниманию предложена следующая таблица. Данная информация позволит вам выявить форму дезадаптации, установить причины и определить методы коррекции.

Проявление школьной дезадаптации

 

Форма дезадаптации

Причины

Коррекция

Неприспособленность
к предметной стороне учебной деятельности
.

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребёнка, отсутствие должной помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Специальные беседы с ребёнком для установления причин его затруднений; дать рекомендации родителям.

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьёй; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неспособность принять темп школьной жизни

(чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.

Работа с семьёй, определение оптимального режима нагрузки ученика, консультации врачей.

Школьный невроз или

«фобия школы»

неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы».

Ребёнок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Анализ поведения родителей, которые используют ребёнка в своих интересах. Консультация невропатолога и психиатра.

 

Меры, облегчающие процесс адаптации

Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения являются:

ü    Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика;

ü    Приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.

ü    Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:

ü    Начать формирование коллектива, путем создания доброжелательной атмосферы в классе, организуя взаимодействие между детьми. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками;

ü    Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;

ü    Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;

ü    Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.

Несколько коротких правил:

-                     Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

-                     Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

-                     Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

-                     Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

-                     Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

-                     Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

-                     Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

-                     Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

-                     Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - есть худший вариант нравственного воспитания. 

-                     Признавайте права ребенка на ошибки.

-                     Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

-                     Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

-                     И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Рекомендации

Если:

·                    Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

·                    Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

·                    Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

·                    Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

·                    Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

·                    Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

·                    Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

·                    Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

·                    Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

·                    Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

В работе с родителями делать упор на том,что первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника, насколько они поддержат, помогут и поймут своего ребенка.   

Для родителей:

o        Проявление заинтересованности в новой школьной жизни ребенка – «Что узнал нового? Что понравилось на уроке? Что получилось? Где было трудно?»

o        Совместные мероприятия (игры, просмотр телепередач, на выходных – прогулка, выезд на природу, походы в кинотеатр, развлекательный центр и т.п.)

o        Ежедневные водные процедуры (с использованием солей, масел и трав снимающих утомление).