Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний,  как для  ребенка, так и для родителей. Задача педагога - грамотно помочь ученику и родителям в этом непростом деле.

        Профессиональное самоопределение как основная задача возраста возникает перед учениками в юности: ведущей направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. На данном этапе юноша должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

        Однако большинство учащихся в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не проявляют выраженного интереса к определённому роду деятельности, так как ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вторые, напротив,  очень активны и в учебе, и других видах деятельности: у них все получается, они талантливы во всем и тоже не могут определить, что нравится больше.

        Готовность к выбору профессии формируется педагогами с первых шагов обучения в школе. В начальной школе детей знакомят с миром профессий, набором профессионально важных для конкретной работы качеств. В подростковом возрасте педагогами организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда. В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать педагогическую поддержку и сопричастность с вашей стороны, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

Проблема выбора профессии

        Готовность старшеклассников к выбору профессии состоит из следующих компонентов:

- мотивационно-целевой компонент (устойчивый интерес к конкретной профессии),

- эмоционально-волевой компонент (самостоятельность, дисциплинированность, активность и эмоциональная устойчивость в выбранной сфере деятельности),

- когнитивный компонент (определяет наличие знаний о профессиях, специфике профессиональной деятельности),

- деятельностно-практический компонент (характеризуется умелым и грамотным применением знаний при выполнении элементарных профессиональных действий на практике),

 - рефлексивно-результативный компонент (твердой личной убежденности в правильности выбора и дальнейшего пути получения профессии).

С целью профилактики ошибок выбора профессии учитель:

  1. Формирует у ученика потребность постоянно развиваться, осваивать новые виды деятельности. Это связано с изменчивостью современного мира профессий.
  2. В мотивах выбора профессий учит отдавать предпочтение учёту своих интересов,  способностей. Так как желания, потребности, возможности  изменчивы, основой при выборе профессии являются профессионально важные качества человека.
  3. Изучая профессиональный путь кумира, развивая у учащихся рефлексию, учит видеть черты сходства и различия при сравнении себя с другими. Таким образом, учащийся при выборе профессии учится видеть, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не внешность,  образ жизни человека, который занимается данным видом деятельности.
  4. При знакомстве с профессией обращает внимание на её плюсы и минусы, исключая таким образом, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  5. При изучении школьных предметов разъясняет, какие реальные  занятия и профессии за этим предметом стоят.
  6. В урочной и внеурочной деятельности формирует потребность в самоизучении, саморазвитии.
  7. Помогает учащимся разбираться в огромном море информации о профессиях, современном рынке труда, в изучении своих интересов и склонностей.